Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Программа дополнительного образования Экономическое воспитание дошкольников Формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа-детский сад сельского поселения «Село Калиновка»
Ульчского муниципального района Хабаровского края
(МБОУ НШДС с. Калиновка)
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ НШДС с. Калиновка
____________ Евсеева И.В.
Приказ № 30 от 11.08.2022 г.

программа дополнительного образования
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:
формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Принята на педагогическом Совете
Протокол №1 от «01» августа 2022 г.

Калиновка
2022

Содержание

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная

записка

1.2. Цель, принципы, структура Программы
1.3. Планируемые

результаты освоения

Программы

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образования
2.1.1. Труд и

продукт

труда (товар)

2.1.2. Деньги

и

2.1.3. Реклама:
желания

правда
и
и возможности

цена (стоимость)

2.1.4. Полезные экономические
2.2. Формы,
Программы

способы,

ложь, разум
навыки

методы

и

и
и

чувства,

привычки в

средства

быту

реализации

3. Организационный раздел
3.1.

Материально-техническое
Программы

обеспечение

реализации

3.2.

Распорядок и/или режим

дня

3.3.

Обеспеченность методическими материалами
обучения и
воспитания

и

средствами

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования ―Экономическое воспитание
дошкольников‖ разработана и предлагается для детей старшего дошкольного
возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у
них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к
жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических
явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики
между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и
школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника
к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о
новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь,
приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства,
умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить
начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются
правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с
трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических
знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования
нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на основе авторской программы А. Д.
Шатовой ―Тропинка в экономику‖.
1.2. Цель, принципы,структура Программы
Цель программы:
- помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь,
способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей
данного возраста.
Задачи:
- помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные
качества:

- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость
продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого
творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость,
рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость,
благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства,
материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний,
корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и
временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Принципы и подходы.
Основополагающие принципы Программы:
- научность
- доступность
- оптимальность в отборе содержания и определений.
Особенности осуществления образовательного процесса: Предлагаемая
Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.
Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных
психических особенностей старших дошкольников, их интерес к
экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности,
тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания,
комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического,
трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее — ФГОС ДО).
Структура Программы.
Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и
познавательному развитию детей. Программа состоит из четырех блоков
(разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и
продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь,

разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки
и привычки в быту».
В старшей группе необходимо начать с первого блока «Труд, продукт
(товар)» —это связано с тем, что труд — ведущая деятельность человека и
основная экономическая категория. Данный блок остаѐтся и в
подготовительной к школе группе, однако увеличивается количество новых
профессий, с которыми знакомятся дети (две в старшей группе, три-четыре в
подготовительной).
В работе по экономическому воспитанию, по сравнению с трудовым, у
детей пятого года жизни формируется осознанное отношение к качеству
продукта — результату работы (понятие «брак»: «Брак не нужен никому,
бракованный товар никто не купит»).
Второй блок, который может быть реализован в старшей группе, —
«Реклама: желания и возможности». Здесь важно, на наш взгляд, решить
главную задачу: объяснить детям, что всѐ купить нельзя, не хватит
зарплаты. Этот блок предусматривает три этапа:
I. «Что такое реклама?», «Какой она бывает: буклеты, радиореклама,
щитовая, печатная и др.».
II. «Кто делает рекламу?».
III. «Сочиняем рекламу».
Содержание блока «Деньги, цена (стоимость) реализуется в
подготовительной к школе группе. Уже в старшей группе (и даже
раньше) детям знакомы на уровне представлений такие понятия, как
«деньги», «доллары», «евро», но более разносторонняя и глубокая работа
может и должна быть проведена в подготовительной к школе группе, когда
детям будет понятно обобщѐнное понятие «деньги» (евро, рубли, доллары и
валюта ближнего зарубежья — это деньги).
Ознакомление с понятием «деньги» осуществляется в такой же
логической последовательности, как и с рекламой:
• что такое деньги;
• откуда деньги берутся;
• зачем они нужны людям;
• как можно стать богатым.
Ведущая нравственная идея данного блока — помочь детям понять, что
деньги нельзя красть, выпрашивать. Деньги просто так никто никому не
даѐт. Тем, кто трудиться не способен, помогают (выросшие дети, общество,
государство). Родители детям тоже дают деньги на сладости, игрушки, на
всѐ, что требуется для их игр и занятий. Надо уважать труд взрослых

(родителей, бабушек, дедушек) и заботиться о них в старости.
Планируемые результаты освоения Программы:
В результате освоения Программы дети:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и
взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой
Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин,
ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего
зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности
(например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы
воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в
природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются
исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр
и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь
вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают
родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко
всем живым существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания
помощи другим людям.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образования
Этапы реализации программы:
Программа состоит из трех связанных между собой блоков: ―Труд – продукт
– товар‖, ―Реклама‖, ―Деньги‖.
Содержание программы реализуется на групповой и подгрупповой
совместной деятельности, имеет сюжетно-тематический, интегрированный
принцип построения учебной деятельности и практическую направленность.
Используются интерактивные игры и пособия, финансовые
настольные игры, осуществляется деятельностный подход к обучению.
Родители (законные представители) принимают участие в проведении
промежуточных и итоговых мероприятий, им даются рекомендации по
приобщению детей к финансовой грамотности.
На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с
финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные
понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории,
сказки.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием
сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.
Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и
практические навыки.

Содержание программы дополнительного образования
1-й год обучения
Педагогические задачи:





Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий
Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги
Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым
Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Тема занятий

У каждого
человека должно
быть интересное
дело

Задачи








Содержание занятий
сентябрь
Блок: труд-продукт-товар
Воспитывать уважение к
 Рассказ педагога о разнообразии профессий,
людям разных профессий,
знакомство с понятием профессия
пробуждать интерес и
 Беседа с детьми о профессиях их родителей,
желание знать о содержании
бабушек, дедушек
их деятельности
 Знакомство детей с понятием «династия»
Воспитание уважения к
 Чтение стихотворения С. Михалкова «А что
профессиям близких им
у вас?»
людей
 Чтение сказки Л.Н. Толстого «Наши пряли, а
Формировать представление
ваши спали»
о необходимости и важности
 Обсуждение прочитанного
труда, о том, что любая
 Игра по картинкам «Назови профессию»
профессия украшает
человека
Знакомство с
экономическими
категориями: «труд»,

Кол-во
занятий

Время занятий

1

25 мин.

1

25 мин.



Почему все
взрослые
работают











«убыток», «своевременность
(сроки) работы»
Формирование социальнонравственных качеств:
трудолюбие – лень, умение
планировать дела

Закрепление понятия
«профессия»
Воспитывать уважение к
людям разных профессий,
пробуждать интерес и
желание знать о содержании
их деятельности
Воспитание уважения к
профессиям близких им
людей
Расширить знания о
разнообразии профессий,
качестве продукции
Развивать воображение,
смекалку, сообразительность
Знакомство с
экономическими
категориями: «труд»,
«качество», «умелость»
Формирование социальнонравственных качеств:
сообразительность, умение
осознать свою вину,
способность исправить
ошибку










итого
октябрь
1
Беседа о необходимости трудиться
Знакомство с понятием «брак товара»
Знакомство с профессиями, у которых
результат труда не так нагляден (учитель,
писатель, воспитатель, полицейский)
Игра «кто больше назовет профессий»
Чтение РНС «Царевна-лягушка»
Беседа по сказке
Выполнение заданий в рабочей тетради
«Профессии»

1

2

50 мин.
25 мин.

25 мин.







Игровое занятие
«Профессии»




Формировать представление
о значении труда как
средстве зарабатывания
денег, положительного
отношения к тем, кто
трудится
Знакомство с
экономическими
категориями: «труд»,
«деньги»
Воспитание социальнонравственных качеств:
трудолюбие, забота о
ближнем, старательность,
стремление к справедливости
Закрепить знания детей о
различных профессиях
Расширить знания детей о
новых профессиях







1

25 мин.

1
детям предлагается серия игр: «Угадай, о
ком я говорю!» (педагог описывает
профессию, не называя ее, а дети
отгадывают название); «Подбери то, что тебе
нужно для работы» (команда получает набор
карточек с изображение предметов,
необходимых человеку определенной
профессии. Задача детей - угадать
профессию).
итого
ноябрь

25 мин.

Чтение грузинской сказки «Заработанный
рубль»
Беседа по сказке
Выполнение заданий в рабочей тетради
«Профессии»

4

1 ч 40 мин.

Когда продукт
труда
превращается в
товар








Когда продукт
труда
превращается в
товар
(продолжение)






Ценность и
украшение товара



Знакомство детей с понятием
«товар», с операциями
купли-продажи
Знакомство с
экономическими
категориями: купля-продажа,
обмен, торговля, прибыль
Воспитание уважения к
результатам труда людей,
бережного отношения ко
всему, что дается детям для
игр и забав
Формирование понимания
того, что доброе отношение к
окружающим людям
вызывает ответную доброту
и благодарность



Знакомство детей с понятием
«товар», с операциями
купли-продажи
Воспитание уважения к
результатам труда людей,
бережного отношения ко
всему, что дается детям для
игр и забав
Формирование понимания
того, что доброе отношение к
окружающим людям
вызывает ответную доброту
и благодарность
Формирование понимания,
что каждый товар имеет










1

25 мин.

Работа с наглядным пособием «как пришли к 1
нам игрушки»
Чтение сказки С.Т. Аксакова «Аленький
цветочек», обсуждение прочитанного

25 мин.

Рассказ педагога о том, что товары бывают
разного качества (демонстрация посуды

25 мин.

Экскурсия по группе, называем находящиеся
в ней вещи – товары, если бы это был
магазин
Обсудить процесс изготовления товара
(посуды, бумаги, книг и т.п.)
Вспоминаем пословицы и поговорки о труде
и результатах труда

1

– его качество





свою цену
Формирование понимания
зависимости между
качеством товара и его ценой
Знакомство с
экономическими
категориями: качество, цена,
продажа, ярмарка
Воспитание уважительного
отношения к результатам
добросовестного труда,
отрицательного отношения к
лени







разного качества)
Беседа с детьми о применении посуды
разного качества в разных жизненных
ситуациях
Чтение стихотворения К.И. Чуковского
«Федорино горе» (Почему же вся посуда
сбежала от Федоры?)
Чтение РНС «Вкусный хлеб»
Чтение РНС «По копейке блестка»
обсуждение прочитанного, закрепление
экономических понятий, обсуждение
социально-нравственных качеств
итого

В гостях у сказки






Менеджер –
интересная
профессия




Формирование понимания
зависимости между
качеством товара и его ценой
Знакомство с
экономическими
категориями: качество, цена,
продажа, ярмарка
Воспитание уважительного
отношения к результатам
добросовестного труда,
отрицательного отношения к
лени
Знакомство с профессией
менеджера, с содержанием
работы менеджера
Воспитание интереса к
данной профессии, желание
узнать о ней как можно







4

декабрь
1
Чтение истории 16 «Как Миша задумал
ярмарку устроить» из книги Т. Поповой и др.
«Экономика для малышей, или Как Миша
стал бизнесменом»
после чтения - выполнение детьми игровых
заданий по теме: ярмарка

Рассказ воспитателя о профессии
«менеджер», беседа с детьми, ответы на
вопросы детей

25 мин.

1

1

1 ч 40 мин.
25 мин.

25 мин.

Менеджер –
интересная
профессия
(продолжение)



Игровое занятие









Сколько заработал
– столько купил






Игровое занятие



больше, уважение к людям
труда
Закрепить знания о
профессии «менеджер»
Воспитание интереса к
данной профессии, уважение
к людям данной профессии
Уточнить использование
данных продуктов
Подчеркнуть, что для
выполнения различных работ
необходимы определенные
знания и умения
Закрепить знания детей о
предметах труда людей
разных профессий

учить детей делать покупку с
учетом заработанных денег,
умению соотносить свои
желания и возможности в
условиях игровой ситуации
развитие творчества
активизация усидчивости,
старательности,
аккуратности, желания
достигать качественного
результата
Познакомить детей с
многообразием потребностей
и ограниченными













Беседа с детьми, уточнение полученной
ранее информации
Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»
Вспоминаем пословицы и поговорки о труде

1

25 мин.

Игра «Где пригодится» (соединить линиями
кушанья и растения, из которых они
готовятся), «Кто что производит» (соединить
стрелочкой, кто что производит), «кому что
нужно» (разложить карточки в соответствии
с профессией человека)

1

25 мин.

итого

4

1 ч 40 мин.

1

25 мин.

1

25 мин.

1

25 мин.

1

25 мин.

январь
художественная деятельность: рисование,
аппликация на тему «Гжель», «Жестово»,
«Дымковская игрушка»
Купля-продажа своего товара с участием
гостей (работники детского сада)
Путешествие в импровизированный магазин
детских товаров за покупками
Обсуждение покупок

Игра «Хочу и надо» - определить к какому
понятию «хочу» или «надо», - относится
изображенный на картонке предмет и
приклеить картинку на соответствующее



возможностями
Научить определять разницу
между «хочу» и «надо»

панно

Итого 4
Итого по блоку 18





1 ч 40 мин
7 ч30 мин

Педагогические задачи:
Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе
Дать представление о рекламе, о ее назначении
Учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли
тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»)
Воспитывать разумные потребности.

Тема занятий

Что такое реклама
(блок из 4 занятий)

Задачи








Содержание занятий
февраль
Блок: реклама
дать знания о рекламе как средстве
 рассматривание рекламных газет, их ярких
сообщения информации о товарах,
иллюстраций
продуктах, всего, что нужно людям
 чтение детям рекламных текстов, рассказ
для их повседневной жизни; о их
воспитателя об особенностях содержания
месте продажи
этих текстов (положительная оценка
достоинств товара, призыв приобрести
воспитывать интерес к рекламе,
рекламной деятельности
товар, адрес, где его можно купить)
расширить представления о
 чтение отрывка из книги Э.Успенского
рекламе как информации,
«Бизнес крокодила Гены» о рекламе
содержащей привлекательное
 рассматривание нового вида рекламы –
сообщение для покупателей
рекламных буклетов, красочных
экономические категории: реклама,
рекламных листков, заранее
привлекательность
заготовленных воспитателем
 рассказ детей о запомнившейся рекламе,
где узнали о ней
 вспоминаем, с каким видом рекламы

Кол-во
занятий

Время
занятий

1

25 мин.

1

25 мин.





Реклама в сказках







Кто делает рекламу?






закрепление понятия «реклама»

уточнить представление о
назначении рекламы
развивать понимание зависимости
между спросом на товар и его
ценой
развивать способность критически
оценивать рекламу
экономические категории: реклама,
выгода
формировать отрицательное
отношение к глупости, обману,
излишней доверчивости
закрепление понятия «реклама»
знакомство с понятием
«рекламоизготовители», с
профессиями людей,
изготавливающих рекламу;
«рекламное агентство»
воспитание осознанного отношения
к явлению рекламы, интереса к




март









познакомились на предыдущем занятии
1
чтение РНС «Лиса и козел», обсуждение
сказки, ответы детей на вопросы
воспитателя, выделение социальнонравственных качеств – хитрость,
доверчивость
1
рассказ детей о видах рекламы
подбор материала к теме из книги
Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены»
Итого 4

25 мин.

25 мин.

1 ч 40
мин

Чтение истории «Как Сорока Мишин
товар хвалила» из книги Т. Поповой и др.
«Экономика для малышей, или Как Миша
стал бизнесменом»
после чтения - выполнение детьми
игровых заданий по теме: реклама
Чтение сказок братьев Гримм «Три
счастливца» и Г.-Х. Андерсен «Новое
платье короля»
обсуждение прочитанного, ответы детей
на вопросы воспитателя

1

25 мин.

1

25 мин.

рассказ педагога, показ разных средств
изготовления рекламы
чтение стихотворения С. Михалкова «Как
старик корову продавал», ответы детей на
вопросы о прочитанном
рассматривание детьми рекламных
листков и буклетов

1

25 мин.


Распространители
рекламы





Сказочный
рекламный агент





Работа с рекламными
буклетами (детского
содержания)





Если бы у меня было
собственное дело




профессиям рекламной
деятельности
экономические категории: реклама,
покупатели, продавцы, товар
воспитание эстетического
отношения к месту своего
проживания: подъезду, дому, двору,
улице, городу
осознание смысла соблюдения
чистоты и порядка

сформировать представление о
профессии рекламного агента
экономические категории: реклама,
рекламный агент, расчет
формировать положительное
отношение к смекалке,
расчетливости
знакомство с понятием «Реклама
товаров для детей»
формируем представление о
целесообразности покупки
экономические категории:
рекламодатель, реклама, выгода
уточнение смысла предназначения
рекламы
развитие творческого воображения





апрель







1
беседа с детьми о том, как выглядит их
подъезд, наклеена ли реклама на стенах и
дверях подъезда, дать правильную оценку
недопустимой деятельности
рекламораспространителей
задание детям: принести в детский сад
рекламные листки из почтового ящика.
Беседа с детьми по содержанию
принесенных ими рекламных листков.
Итого 4

25 мин.

чтение и беседа с детьми по сказке Ш.
Перро «Кот в сапогах»

1

25 мин.

1
беседа с детьми, рассматривание
содержания рекламных листков и буклетов
чтение неоконченного рассказа «Пришла
Маша в магазин игрушек…»,
придумывание конца рассказа

25 мин.

беседа с детьми: Что такое «собственное
дело» (хозяин, руководитель фирмы,
директор предприятия)

25 мин.

1

1 ч 40
мин



у детей


Играем в рекламу







продолжаем знакомить детей с
новым социальным явлением –
реклама
закрепляем знания о том, что
реклама бывает разной: печатная,
телевизионная, уличная и т.д.
учить детей составлять рекламу
самостоятельно, в виде рисунков,
стихов и т.д.



пробуем придумать рекламу своего
предприятия
задание на дом придумать рекламу вместе
с родителями
чтение стихотворения Э. Успенского
«Реклама»
рассматривание реклам, выполненных
детьми с родителями. Показ и
«зачитывание» своей рекламы детьми

1

25 мин.

4

1 ч 40
мин

1

25 мин.

1

25 мин.

май
Играем в рекламу
(продолжение
предыдущего
занятия)



Игровое занятие
«Прогулка по
сказочному городу»



развитие воображения, творчества
детей






формировать у детей
положительное отношение к
доступной, красивой и понятной
рекламе
выявить, как обогатились знания
детей, выявить результат
проведенной работы



чтение стихотворения А. Беспаловой
«Реклама»
дети придумывают рекламу, используя
разные ее средства изображения (устная, в
стихах, в прозе, рисуют и т.д.)
Путешествие ребят по «сказочному
городу», разгадывание символики –
рекламы сказочных домиков, ответы детей
на вопросы педагога

Итого 2
Итого по блоку 14
Итого за первый год обучения 32

50 мин
5 ч 50
мин
13 ч 20

мин

Прогнозируемые результаты.
В конце I года обучения дети должны:
По блоку «труд-продукт-товар»
 овладеть первоначальными представлениями:
- о профессиях людей (традиционных, новых профессиях)
- о цене
 дифференцированными представлениями:
- об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда людей
 обобщенными представлениями:
- о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования
- о продуктах труда людей разных профессий
- об элементарных связях между результатом труда и его стоимостью
- о связи между понятиями «продукт» - «товар» - «качество» - «цена»
 элементарными умениями:
- проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения
- испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность
Проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками
- оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах
 осуждать:
- аморальное поведение: обман, жадность, утаивание игрушек, лень и др.

По блоку «реклама»
 овладеть дифференцированными представлениями:
- о рекламе
- о ее предназначении
- о том, как ее воспринимать и относиться к ней
 обобщенными представлениями (понятиями):
- о потребностях человека и его возможностях
 элементарными умениями:
- чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
 проявлять интерес:
- к социокультурным аспектам экономики
2-й год обучения
Педагогические задачи:
 Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости
 Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами
 Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с
уважением.
Тема занятий

Знакомство детей с
понятием «деньги»

Задачи



Содержание занятий
сентябрь
Блок: деньги
знакомство с экономическими
 рассказ педагога о том, как появились
категориями: обмен, убытки,
деньги, что такое деньги, о заменителях
выгода, деньги, бартер
денег

Кол-во
занятий

Время
занятий

1

30 мин.



В гостях у сказки






Какие бывают деньги





Какие бывают деньги
(продолжение)

помочь понять суть натурального
обмена (бартера)
уточнить знания об операции
взаимообмена товарами
развивать умение рассуждать о
выгодных и невыгодных сделках
формировать отрицательное
отношение к обману, излишней
доверчивости
дать понятие о деньгах как о
средстве купли-продажи
знакомство с экономическими
категориями: деньги, монеты,
купюры, достоинство денег
воспитываем интерес к деньгам
как к культурно-историческому
явлению











октябрь

чтение сказки «Бобовое зернышко»,
понятие «обмен товарами»
выполнение детьми заданий в рабочих
тетрадях «Деньги»
чтение РНС «Лисичка со скалочкой»,
«Мена»
диалог с детьми о прочитанном

1
рассказ педагога о деньгах, как о
культурно-историческом явлении и
средстве купли-продажи, демонстрация
внешнего вида денег, понятия
«купюры», «монеты», покупательная
способность денег в зависимости от их
достоинства
1
рассматривание с детьми изображения
современных денег
рассуждения детей о том, почему
монеты разного размера, а купюры
разного цвета; что означают цифры,
изображенные на деньгах
рассказ педагога о том, где
изготавливаются деньги
выполнение детьми заданий в рабочих
тетрадях
Итого 4

30 мин.

30 мин.

2 ч.

Понятие «деньги»




Игровое занятие
«денежные знаки»




Деньги счет любят





В гостях у сказки






закрепление понятий «монеты»,
«купюры», «деньги»
знакомство с новыми понятиями
«дорогой», «дешевый»
знакомство с денежными знаками
в процессе игры
продемонстрировать ребенку, что
деньги служат средством обмена
предметами (товарами) между
людьми
расширить представление о
деньгах, их ценности
развивать способность разумно
расходовать деньги
экономические категории:
затраты, прибыль




расширить представление о
деньгах, их ценности
развивать способность разумно
расходовать деньги
экономические категории: деньги,
расход
воспитание экономности,
бережливости












рассказ педагога
диалог с детьми с использованием игр
«Дороже-дешевле», «Оцените товар»,
«Сколько стоит?»
занятие проходит в виде игр по
подгруппам. Игры: «Знакомство с
денежными знаками», «Обмен»

1

30 мин.

1

30 мин.

чтение истории 8 «Как Миша понял, что
деньги счет любят» из книги
«Экономика для малышей, или как
Миша стал бизнесменом»
беседа с детьми по сказке, ответы детей
на вопросы педагога
выполнение детьми практических
заданий по теме.
чтение сказки Г.-Х. Андерсена
«Огниво»
беседа с детьми по сказке, ответы детей
на вопросы педагога

1

30 мин.

1

30 мин.

Итого 4

2ч

ноябрь
О том, как правильно
деньгами распоряжаться




развивать способность разумно
расходовать деньги
расширить представление о



чтение истории 9 «Как Миша учился
деньги делить» из книги «Экономика
для малышей, или как Миша стал

1

30 мин.

деньгах, их ценности
экономические категории:
прибыль, потребление,
накопление
 воспитание экономности,
бережливости
 закрепление понятий «дорогой»,
«дешевый»
 помочь понять связь цены и
качества товара
 экономические категории: цена,
качество товара, сорт товара, брак
 воспитание уважения к труду
людей
 формировать понимание
зависимости между качеством
товара и его ценой
 развивать у детей смекалку,
сообразительность
 знакомство с экономическими
категориями: качество, цена,
продажа, деньги
 формирование представления о
значении труда как средстве
зарабатывания денег
 воспитание положительного
отношения к тем, кто
добросовестно трудится
 воспитание трудолюбия,
старательности, стремления к
справедливости
 экономические категории:


Чем лучше качество, тем
дороже вещь

В гостях у сказки

Откуда у людей берутся
деньги












бизнесменом»
беседа с детьми по сказке, ответы детей
на вопросы педагога
выполнение детьми практических
заданий по теме.
демонстрация детям товаров одного
вида, но разного качества, сравнение
товаров, диалог с детьми
игра «Экскурсия по группе», разговор о
необходимости вещей разного сорта и
разной стоимости

1

30 мин.

чтение РНС «Вкусный хлеб», «По
копейке блестка»
диалог с детьми о прочитанном, ответы
на вопросы

1

30 мин.

рассказ педагога о том, что все взрослые 1
работают и получают зарплату, о
необходимости иметь профессию
чтение грузинской сказки
«Заработанный рубль», ответы детей на
вопросы по сказке

30 мин.

зарплата, профессия, труд
Итого 4
Практическое занятие





Бюджет семьи




В гостях у сказки




Что такое налоги и
почему их надо платить




декабрь


закрепление понятия
необходимости труда как
средстве зарабатывания денег
воспитание положительного
отношения к тем, кто
добросовестно трудится
воспитание трудолюбия,
старательности, стремления к
справедливости
знакомство дошкольников с
понятием «бюджет семьи»
знакомство с экономическими
категории: бюджет, зарплата,
пенсия, стипендия, детское
пособие
формировать представление о
том, что деньги, потраченные
разумно, могут стать источником
дохода, прибылью
воспитывать бережное отношение
к деньгам, уважительное
отношение к родителям
знакомство с экономическими
категориями: налог
формируем понятие истинного
богатства человека














2ч

диалог с детьми о разнообразии
профессий, о том, как люди
зарабатывают деньги в городе, в
деревне
выполнение заданий в рабочих тетрадях
«Деньги»

1

30 мин.

рассказ педагога с использованием
пособий
игра «Если бы я был(а) папой, мамой»

1

30 мин.

чтение китайской сказки «Новогодний
подарок»
диалог с детьми о прочитанном, ответы
на вопросы

1

30 мин.

чтение истории 13 «Почему Миша
платит налоги» из книги «Экономика
для малышей, или как Миша стал
бизнесменом»
беседа с детьми по сказке, ответы детей
на вопросы педагога
выполнение детьми практических

1

30 мин.

заданий по теме.
Итого 4

2 ч.

январь
Практическое занятие по
теме «Бюджет»




Бюджет моей семьи
(закрепление понятия)





Игра-занятие: Бюджет
семьи, доход, расход






В гостях у сказки



закрепляем понятие «бюджет
семьи» через практическую
деятельность
понимание связи между
величиной бюджета и богатством
семьи
закрепление понятий «бюджет
семьи», «богатые-бедные»,
«династия»
понимание связи между
величиной бюджета и богатством
семьи
воспитывать бережное отношение
к деньгам, уважительное
отношение к родителям
закрепить составляющие
семейного бюджета: пенсия,
зарплата, стипендия
углубить представления детей о
доходе, его динамике
дать представление о сущности
расходов, показать их
многообразие
воспитывать уважительное
отношение к людям,
зарабатывающим деньги
формировать представление о
рациональной трате денег при
совершении покупок



выполнение заданий по теме «Бюджет
семьи» в рабочих тетрадях
рассуждения детей, ответы на вопросы

1

30 мин.



занятие проходит в виде активного
диалога между педагогом и детьми,
закрепляем понятия, беседуем, отвечаем
на появившиеся вопросы

1

30 мин.



уточнение имеющихся у детей знаний о 1
том, из чего складывается бюджет семьи
игра «Семейный бюджет»

30 мин.

чтение сказки К.И. Чуковского «МухаЦокотуха»
диалог с детьми о прочитанном, ответы

30 мин.








1




на вопросы

развивать умение рассчитывать,
предвидеть выгоду
воспитывать чувство сострадания
к героям сказок, терпящим
бедствия

Итого 4
Меценаты.
Благотворительная
деятельность






Благотворительность
приносит не только
добро, но и выгоду






Благотворительность.
Практическое занятие




знакомим детей с формами
благотворительности
воспитываем уважительное
отношение к меценатам,
спонсорам
формируем понятие истинного
богатства человека
знакомство с экономическими
категориями: богатство,
благотворительность, щедрость,
меценатство
знакомим детей с формами
благотворительности
воспитываем уважительное
отношение к меценатам,
спонсорам
формируем понятие истинного
богатства человека
знакомство с экономическими
категориями: спонсор,
благотворительность
воспитываем уважительное
отношение к меценатам,
спонсорам
формируем понятие истинного

февраль











2 ч.

1
рассказ воспитателя об известных
русских меценатах, о спонсорах,
которые в наше время помогают бедным
и нуждающимся: сиротам, талантливым,
но бедным детям, детским садам и
школам.
Диалог с детьми по рассказанному,
ответы на вопросы

30 мин.

чтение истории 15 «Праздник в
Мишином магазине» из книги
«Экономика для малышей, или как
Миша стал бизнесменом»
беседа с детьми по сказке, ответы детей
на вопросы педагога
выполнение детьми практических
заданий по теме.

1

30 мин.

выполнение заданий в рабочих тетрадях
«Деньги» по теме «Богатые и бедные.
Благотворительность»

1

30 мин.

В гостях у сказки







богатства человека
формируем представление о
разнообразии денежных знаков в
определенной стране, понимание
ценности денежных знаков в
определенной стране
знакомим с экономическими
категориями: монета настоящая
(фальшивая), деньги, валюта,
достоинство монеты
формирование социальнонравственного качества –
стремление к справедливости




Чтение сказки Г.-Х. Андерсена
«Серебряная монетка»
диалог с детьми о прочитанном, ответы
на вопросы

1

Итого 4

30 мин.

2 ч.

март
Игровое занятие



научить подбирать монеты
разного достоинства, в сумме
составляющих цену подарка
дать понятие о накоплении
денежных средств
воспитывать бережное отношение
к деньгам







закрепить знания о
возникновении металлических
денег, о валютах разных стран
воспитывать интерес к истории
других стран через культурное
понятие «деньги»
стимулировать активность детей



закрепить знание детей о товаре и




Музей денег




Игровое занятие






1
игра «Купи другу подарок» (выбрать
подарок, определить стоимость и
выбрать соответствующие монеты.
Покупает тот, кто заплатит за товар
соответствующую цену); игра
«Копилка» (выбрать монеты разного
достоинства, чтобы они в сумме
составляли: для первой копилки – 5
рублей, для второй - 10).
обсуждение – что такое музей, для чего 1
он нужен, что в нем хранится
рассматривание детьми выставки вместе
с педагогом
беседа, активный диалог о деньгах,
используемых в нашей стране и в
других странах
игра «назови какую-нибудь валюту»
1
дети «едут» в гости к бабушке –

30 мин.

30 мин.

30 мин.

«Покупаем подарок
бабушке - сказочнице»




Игровое занятие «Где?
Что? Почем?»





стоимости
закрепить навыки счета и знаний
цифр
воспитывать уважение к чужому
труду
в игровой занимательной форме
закрепить у детей экономические
знания: деньги, товар,
покупатель, продавать,
стоимость, знание о магазинах и
их назначении
воспитывать у детей интерес к
экономике, такие качества как
экономность, рациональность

сказочнице, предварительно идут в
«магазин» и выбирают подарок,
покупают его.


играют две команды, отвечают на
вопросы и зарабатывают деньги, затем
обе команды идут в «магазин игрушек»,
где на заработанные деньги дети
«покупают» понравившиеся игрушки

1

Итого 4
Комплексное занятие
«По одежке – протягивай
ножки»






апрель
Закрепление полученных знаний

в различных видах деятельности
Научить соотносить стоимость

покупки с заработанными
деньгами (желаемое и возможное)
Воспитывать у детей желание
качественно выполнять работу

Закрепить понятия: покупка,
распродажа, дорого, дешево



Рассказ педагога о том, кто такие купцы, 1
почему их так называют
Творческая деятельность детей
(рисование изделий наподобие изделий
гжельских мастеров, чтобы продать их
купцам)
Продажа купцам своих изделий (купцы 1
– воспитатели, сотрудники детского
сада). Детям дается установка на то, что
с купцами можно торговаться, если им
кажется, что цена изделия занижена.
Дети получают «деньги», складывают
их в свой кошелек
1
В импровизированном магазине
игрушек дети покупают понравившуюся
игрушку. Задача ребенка – соотнести
стоимость игрушки с заработанными

30 мин.

2 ч.
30 мин.

30 мин.

30 мин.



деньгами (желаемое и возможное)
1
Создание игровых ситуаций для
решения задач морального плана:
купить вскладчину игрушку для детей
всей группы; купить подарок няне на
день рождения
Итого 4
Итого по блоку 32

30 мин.

2 ч.
16 ч

Прогнозируемые результаты.
В конце II года обучения дети должны:
 овладеть первоначальными представлениями:
- о бюджете
- о доходах
- о расходах
 дифференцированными представлениями:
- о деньгах
- о процессе их зарабатывания
 обобщенными представлениями:
- о потребностях человека и его возможностях
- о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи
 элементарными умениями:
- чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
- руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке),
желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям)

- обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое
- спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т.п.)
 проявлять интерес:
- к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и
др.)
 осуждать:
- аморальное поведение: воровство, обман, жадность и др.
 Выражать:
- эмоциональную удовлетворенность благополучием (материальным) своей семьи.

2.1.1. Труд – продукт – товар.
Основные понятия: труд, работа, продукт, премия, продукция; рабочее
место, рабочее время; профессии: менеджер, бизнесмен, фермер,
рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир; орудия,
предметы труда, инструменты; рынок, магазин, палатка, супермаркет,
универсам.
Педагогические задачи:







формировать представление о содержании деятельности людей
некоторых профессий;
учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать
деньги;
поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной
деятельностью, помогать взрослым;
стимулировать деятельность ―по интересам‖, проявление творчества и
изобретательности.

2.1.2. Деньги
Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже,
дешевле; покупать, продавать, брать в долг; сбербанк, накопить, растратить,
проценты; доход, пенсия, зарплата, стипендия, пособие для детей, бюджет;
аукцион, лотерея, выиграл, проиграл, выгодно, не выгодно, бартер, лот.
Педагогические задачи:






формировать правильное отношение к деньгам как предмету
жизненной необходимости;
воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях,
связанных с деньгами;
дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда
людей и к ним следует относиться с уважением.

2.1.3. Реклама
Основные понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламное
агентство, рекламный агент, распространитель рекламы, собственное дело,
участники рекламной деятельности (артисты, дети, животные, герои

мультфильмов и др.).
Педагогические задачи:
развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
дать представление о рекламе, о ее назначении;
учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что
рекламируется. Прежде чем купить – подумай, нужна ли тебе эта
вещь, хватит ли денег на ее приобретение‖);
воспитывать разумные потребности.







2.1.4. Полезные
быту

экономические навыки

и

привычки в

Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный,
рациональный (рачительный), щедрый, добрый, честный, запасливый и др.
Педагогические задачи:
воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в
быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами
следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать
их — недостойно, это осуждается всеми (порча вещей, небрежность,
жадность, лень, тунеядство, отсутствие желания помогать тем, кто
нуждается в помощи, и т. п.);
• формировать представление о том, что предметный (вещный) мир —
это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен
человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением. Вещи живут
дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они
могут рассказать, как жили люди раньше и сейчас.
•

2.2.

Формы,

способы,

методы
и
Программы

средства

реализации

В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию
положен деятельностный подход, который предусматривает формирование
экономических знаний через различные виды деятельности: игровую,
познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В
зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид
деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена,
стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

―
сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек»,
«Ярмарка»),
―
дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),
―
настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),
―
речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).
Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети
успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной
деятельности.
Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где?
Почѐм?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой
соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить
и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети
усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит
в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории
детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников),
экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям
познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных
профессий.
При организации образовательной деятельности по экономическому
воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения,
который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с
экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно
«добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять
инициативу, анализировать и делать выводы.
Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно,
от простого к сложному:
1. Уровень предполагает ведущую роль педагога.
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью
педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже
данному образцу.
2. Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.
Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники
на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с
воспитателем.
3. Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя
приходят к правильному решению задачи.

4. Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти
самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные
решения, применить знания в нестандартных ситуациях.
Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по
экономическому воспитанию создает условия для познавательной
активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и
самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического,
содержания ребенок приобщается к экономической действительности,
учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную
и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий
потенциал.
Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие
методические приѐмы:
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти
способ его разрешения;
- высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;
- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны
медали»);
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации,
сопоставлению фактов;
- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или
противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).
Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:
- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
Условия реализации задач:
программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня
нравственно-трудового воспитания в детском саду;
необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды:
пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие
экономическое содержание, рекламные листки;
внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы
заручиться их поддержкой и помощью;

успешной реализации программы способствуют:


чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания,
фольклора, авторских сказок;



решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных
ситуаций, кроссвордов, ресурсов;



создание зоны ―экономического игрового пространства‖ с подборкой
литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала.
Учебно-тематический план:
Название Форма
блока
занятия

Количество занятий
всего теоретических практических комбинированных

1-й год обучения
Труд
- Групповое 18
продукт - занятие
товар

4

6

8

Реклама

4

5

5

6

14

12

Групповое 14
занятие

2-й год обучения
Деньги

Групповое 32
занятие

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю. Длительность
занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 32 занятий), в
подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).
Количество участников: воспитанники
специального отбора.

группы

детского

сада

без

Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего
дошкольного возраста – 5-7 лет.
Формы и методы работы.
Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является
сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем

обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетноролевых , настольно-печатных, дидактических игр.
Предметная среда
К теме “Труд-продукт-товар”
1. Пособия ―Назови профессию‖, ―Профессии‖, ―Как товар приходит к
человеку‖.
2. Посуда, книги разного качества (сорта).
3. Демонстрационные пособия ―Гжель‖, ―Жестово‖, ―Дымковская
игрушка‖.
4. Мелкие игрушки из киндерсюрпризов (для магазина детских товаров).
5. Ценники.
6. Книга для детей ―Профессии‖ Безруких М.Н., Филипповой Т.А.
К теме “Реклама”
1. Рекламные газеты ―Клиент‖, ―Экстра-М‖ и др.
2. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные
объявления.
3. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
К теме “Деньги”
1. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры):
―Супермаркет‖, ―Автосалон‖, ―Продукты‖, ―Путешествия‖.
2. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10
коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого
достоинства).
3. ―Портреты‖ членов семьи.
4. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе
отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов:
культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение
и др.
5. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
6. Кошельки, сумочки величиной с образец ―денег‖, которые
используются для игр и занятий.
7. Книга для детей ―Деньги‖ (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).

3. Организационный раздел
3.1.

Материально-техническое обеспечение
Программы

реализации

 Вид
№ помещения Колич Наименование оборудования,
ество
ТСО
 п социально/ бытового
п и иного
назначения
1.
прогулочные
1
Стол
площадки
Скамейки
спортивно-игровой комплекс
качели
карусель
песочницы
гимнастическая лестница
баскетбольное кольцо
2.
3.

групповая
комната
умывальная

5.

раздевальная
комната
учебная
комната

6.

4
8
1
4
1
1
1
2

1
1

Шкафчики для полотенчиков
раковины для умывания

4.

Количество

1
1

Шкафы для одежды
скамейки
компьютер
стол
детский стол
стеллаж для оборудования и
метод. литературы

по количеству
детей
8
по количеству
детей
2
2
2
2

1
физкультурный
зал

Оборудование для
по количеству
физкультурной деятельности детей

Для занятий по программе необходимы следующие средства и
материалы:
К теме ― Труд и продукт труда (товар)‖
1. Пособия ―Назови профессию‖, ―Профессии‖, ―Как товар приходит к

человеку‖.
2.Посуда, книги разного качества (сорта).
3. Демонстрационные пособия ―Гжель‖, ―Жестово‖, ―Дымковская игрушка‖.
4. Дидактические игры: «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего
что сделано», «Инструменты»
5. Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров).
6. Ценники.
7. Книга для детей ―Профессии‖ Безруких М.Н., Филипповой Т.А.
К теме ― Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и
возможности‖
1. Рекламные газеты ―Клиент‖, ―Экстра-М‖ и др.
2. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
3. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
К теме ― Деньги и цена (стоимость)‖
1. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры):
―Супермаркет‖,
―Автосалон‖, ―Продукты‖, ―Путешествия‖.
2. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10
коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого
достоинства).
3. ―Портреты‖ членов семьи.
4. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в
рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные,
бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
5. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
6. Кошельки, сумочки величиной с образец ―денег‖, которые используются
для игр и занятий.
Обеспеченность методическими материалами:
1. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические
рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5- 7 лет. М.: «Вентана – Граф»,
2015. 176 с.
2. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного
образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование
предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» –
электронный ресурс:
https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov
_02.pdf

3. Сборник методических материалов к примерной парциальной
образовательной программе дошкольного образования «Экономическое
воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс:
https://fincult.info/upload/iblock/829/sbornik_metod_materialov_doshkol
niki.pdf
3.2. Распорядок и режим дня
Дошкольная образовательная организация работает в режиме
пятидневной рабочей недели. Дошкольные образовательные группы
функционируют в режиме сокращенного дня; режим пребывания 10 часов; а
также кратковременного (от 3 до 5 часов в день) пребывания. Программа
реализуется в течение всего времени пребывания детей в организации.
Примерный распорядок дня.

Старшая группа (5-6 лет)
Прием и осмотр детей, общение (в том числе индивидуальное),
деятельность по интересам и выбору детей, утренняя гимнастика, 07.30-08.30
общественно полезный труд (в том числе дежурство детей)
Подготовка к завтраку, завтрак
08.30-08.45
Самостоятельная деятельность детей по интересам: игры, общение,
экспериментирование, подготовка к непосредственно образовательной 08.45-09.00
деятельности (с привлечением дежурных)
Непосредственно образовательная деятельность (с учетом перерывов 09.00-09.25
между занятиями)
09.35-09.55
Совместная деятельность взрослого с детьми: игры, общение, досуги
09.55-10.05
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки
10.05-12.20
Самостоятельная деятельность детей: игры, общественно-полезный труд
12.20-12.35
(в том числе дежурство детей)
Подготовка к обеду, обед
12.35-13.00
Подготовка ко сну, дневной сон
13.00-15.00
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения, воздушные и водные
15.00-15.20
процедуры
Подготовка к полднику, полдник
15.20-15.40
Самостоятельная деятельность детей, игры, общение (в том числе
15.40-16.40
индивидуальное), досуг и (или) непосредственно образовательная
(15.40-16.05)
деятельность
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
16.40-17.30
Подготовительная к школе группа (6-7 (8) лет)
Прием и осмотр детей, общение (в том числе индивидуальное),
деятельность по интересам и выбору детей, утренняя гимнастика, 07.30-08.30
общественно полезный труд (в том числе дежурство детей)
Подготовка к завтраку, завтрак
08.30-08.45
Самостоятельная деятельность детей по интересам (игра, общение,
экспериментирование), подготовка к непосредственно образовательной 08.45-09.00
деятельности (с привлечением дежурных)
Непосредственно образовательная деятельность (с учетом перерывов 09.00-09.30
между занятиями)
09.40-10.10
10.20-10.50
Совместная деятельность взрослого с детьми: игры, общение, досуги
10.10-10.20
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, игры,
10.50-12.25
общественно полезный труд (в том числе дежурство детей)
Самостоятельная деятельность детей: игры, общественно полезный труд
12.25-12.40
(в том числе дежурство детей)
Подготовка к обеду, обед
12.40-13.05
Подготовка ко сну, дневной сон
13.05-15.00
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения, воздушные и водные
15.00-15.20
процедуры
Подготовка к полднику, полдник
15.20-15.40
Самостоятельная деятельность детей, игры, общение (в том числе
15.40-16.40
индивидуальное), дополнительное образование, досуги и (или)
(15.40-16.10)
непосредственно образовательная деятельность
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой
16.40-17.30

Для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе
группы занятия продолжительностью 25 минут проводятся 2 раза в месяц в
совместной деятельности, в первой половине дня. Кроме того, реализуются и
другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности:
деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием,
экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением
родителей (законных представителей), досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год в соответствии с
требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
ФГОС ДО, устава ДОУ.
Необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять
экономические знания детей, полученные во время занятий (например,
собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость
выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика
электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в
рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать,
аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после
мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.).
3.3.

Обеспеченность методическими материалами
обучения и
воспитания

и

средствами

Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
URL: http//fgosreestr.ru.

Рекомендуемая литература

1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л.
Дошкольное образование
как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И.
Слободчикова;
М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005 28 с.
2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012 104 с.
3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2016 336 с.
4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой
ученый, 2017 № 8
С. 349–351.
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного
процесса
в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995 № 9
6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания
дошкольников в условиях
детского сада // Теория и практика образования в современном мире:
материалы VII
Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство,
2015 С. 39–41.
7. Ш атова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические
рекомендации. Конспекты
занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015 176 с.
8. Ш атова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015 48 с.
9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.:
Педагогическое общество
России, 2005 256 с.
Интернет- ресурсы
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая
культура»
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования
и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой
грамотности граждан «Дружи с финансами»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

МБОУ НШДС с. Калиновка

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».